Год выпуска?

Речь пойдет о мопедах производства СССР. Что про них можно сказать? Да, выпуск этих мопедов давно прекращен, а сохранившиеся экземпляры сильно побиты временем. Да, их технические характеристики не идут ни в какое сравнение с характеристиками современных мопедов и скутеров. Но, тем не менее, в нашей стране, да и за рубежом, в границах бывшего Советского Союза, есть немало любителей увлекающихся поиском, восстановлением и эксплуатацией таких мопедов.

Наверное, для каждого, кто увлекается старой автомототехникой, важно знать, в каком году выпущен именно данный имеющийся у него экземпляр. Не являются исключением и владельцы мопедов. Только вот в отличие от владельцев мотоциклов и автомобилей, где номер (а соответственно, и год выпуска) является неотъемлемой частью рамы или кузова, у мопедов номер может присутствовать только лишь на приклепанном к раме алюминиевом или жестяном шильдике. Именно так выполнялась заводская нумерация получивших наибольшее распространение мопедов производства Рижского мотозавода «Саркана Звайгзне». Со временем, очень много мопедов, в силу различных причин, утратили данные шильдики вместе с заводским номером.

Но, даже зная заводской номер мопеда, сегодня практически очень сложно определить год его выпуска. Вопрос в наличии заводских архивов. Некоторых заводов уже нет, некоторые переквалифицировались на выпуск другого ассортимента продукции, и всё это осложнилось сменой формы собственности. Обидно, что во всемирной сети отсутствуют данные по годовым выпускам мопедов на различных заводах СССР. А, например, год выпуска попавшего к автору немецкого велосипеда «Диамант» удалось с помощью Интернет определить без проблем. В сети нашлись данный о поштучном (с указанием заводских номеров) выпуске велосипедов данной марки с 1914 по 1991 год!

Так что же делать владельцу мопеда с отсутствующим заводским номером, как определить хотя бы примерный год выпуска мопеда?

Логична следующая последовательность действий:

1. Для начала, путем непродолжительных поисков в Интернете, определяем период, когда производилась данная модель. Пройдя этот этап, владелец например Риги-11 может с уверенностью утверждать: «Моему мопеду 31-36 лет».

2. Далее, путем более углубленных поисков в Интернете информации по данной марке мопеда, можно немного сузить диапазон возможных годов выпуска. На данном этапе необходимо сравнить особенности конструкции вашего мопеда с так сказать «эталонными», имеющими год выпуска, экземплярами.

Например, для той же Риги-11: если труба кареточного узла, вваренная в раму, большого диаметра, то мопед выпущен до 1978 года, если труба малого диаметра – то после.

Или Рига-13: если на раме присутствует крепление для высоковольтного трансформатора, то мопед выпущен после 1989 года, нет крепления – до 1989.

И таких разновидностей конструкций одной и той же марки мопеда может быть очень много. И чем больше на мопеде сохранилось «родных», установленных на заводе, деталей, тем достовернее можно определить год выпуска мопеда.

3. Следующий, заключительный, этап, позволяет определить год выпуска мопеда с точность до плюс-минус один год, но возможен он только для экземпляров в достаточно хорошей «родной» комплектации.

В чем суть?

Очень внимательно осматриваем каждую деталь мопеда на предмет обнаружения на них даты изготовления!

Как показывает практика, даты изготовления можно обнаружить деталях, изготовленных партнерами-смежниками завода-изготовителя мопеда.

Какие это могут быть детали?

1. Двигатель: непосредственно двигатель, карбюратор, статор, высоковольтный трансформатор, конденсатор, свеча, колпачок свечи.

Карбюратор: дата выпуска – август 1987 г.

Высоковольтный трансформатор: дата выпуска – ноябрь 1989 г.

Свеча зажигания: дата выпуска – май 1963 г.

Конденсатор: дата выпуска – ноябрь 1988 года.

2. Электрика: фара, задний фонарь, кнопка включения света, коммутатор, звуковой сигнал, лампочки.

Фонарь: дата выпуска – январь 1980 г.

Переключатель: дата выпуска – май 1979 г.

Звуковой сигнал: дата выпуска – сентябрь 1967 г.

3. Шины.

Шина: год выпуска – 1985.

4. Прочее: краник бензобака, катафоты.

Бензокран: дата выпуска – август 1977 г.

Детали с датой изготовления выходящей за диапазон лет выпуска модели в расчет не берем.

Исследовав весь мопед, по совокупности обнаруженных дат изготовления на деталях мопеда и особенностей конструкции рамы и отдельных элементов, можно сделать заключение о примерном годе выпуска всего мопеда.

Возможен и другой, правда, не проверенный, способ определить год выпуска и номер мопеда.

Заключается он в исследовании участка рамы в том месте, где был шильдик. Ведь цифры набивали на уже приклёпанном к раме шильдике. Поэтому теоретически по изменениям на краске, а при наличии лабораторных возможностей и по изменению структуры поверхностного слоя металла рамы удастся определить заводской номер и год выпуска мопеда. Может кто попробует?

В общем, главное не унывать и вы определите, когда был выпущен ваш мопед!

Юрий (SOK).
Фото: Юрий (SOK), Олег (ОЛЕЖЫК).


Обсуждение статьи «Год выпуска?»

Спасибо Юрию за отличную присланную статью!
Дмитрий
19.09.2012 в 01.40
О! Статью, как говориться, заценил - очень полезная! И наглядно.

...сюда бы ещё табличку "зависимость номера Д от года выпуска" добавить... Она, конечно, не полная, но лучше, чем ничего.

Олежык, наверняка, знает-помнит года (диапазон) выпуска Д5 и Д6.
sbech
19.09.2012 в 08.40
Спасибо за статью! Очень познавательная и интересная. Возьму прочитанное себе на заметку.
Олежык
19.09.2012 в 08.45
По поводу даты выпуска шины: кроме года выпуска, можно определить ещё и месяц. Судя по тому, что в прямоугольниках рядом с цифрой "85" присутствуют 10 точек-эта покрышка выпущена в октябре.
Anatolij
23.09.2012 в 10.05
С этими точками не всё так просто, за частую это лишь маркировка пресформы на которой покрышку отлили!
Orik
23.09.2012 в 12.41
Про эти точки в виде костяшек домино - в те времена вообще слышал версию, что это - род лотереи. Мол, время от времени сообщается, что "изношенные шины с тремя точками завод в этом году бесплатно меняет на качественные".

:)
sbech
24.09.2012 в 11.33
Олежык,дайте личку пожалуйста,Вам ведь интересны данные литого в песок Д4 1958 г?
kales57
24.09.2012 в 22.37
kales57 Да спасибо,очень интересно увидеть фото его сохранности. Мой адрес gelo.78@mail (точка)ru
Олежык
25.09.2012 в 11.36

« Вернуться назад Еще публикации »


Загрузка...
Имя:
Пароль:
Регистрация
Посетителей на сайте: 5

Мобильная платформа для втуберов

Загляните на наш канал в YouTube!


Похожие статьи:


Заболевший мотовелосипедизмом
Заболевший мотовелосипедизмом
Все начинается со слова хочу. А чем оно вызвано уже не важно - приступ ностальгии по детству, увидел такой у соседа или знакомого, наткнулся в интернете, решил прицепить на велосипед моторчик, просто отдали какой-то ржавый мотовел и т.д. и т.п.
 
Обзор триммерных двигателей
Обзор триммерных двигателей
В настоящее время на рынке компактных двигателей существует большое количество предложений. Рассмотрим основные типы двигателей, используемые в комплектах подвесных веломоторов.
 
Шарикоподшипники
Шарикоподшипники
Шарикоподшипники радиальные однорядные способны работать при больших числах оборотов, чем подшипники других конструктивных разновидностей, но соответствующих габаритов. Предельно допустимые числа оборотов радиальных однорядных шарикоподшипников могут быть повышены благодаря применению специальных режимов смазки, установке подшипников высокого класса точности, а также применением подшипников с сепараторами из антифрикционных материалов (текстолит, латунь, бронза, дюралюминий).
 
Мокик из самоката
Мокик из самоката
Как-то летом возвращался я домой и, как обычно, взглянул на пылившийся уже год в углу и, судя по виду, не работающий дырчик, собранный из финского самоката еще в 2002 году. Радостные воспоминания, связанные с ним, в этот раз как-то сильно ударили мне в голову, родив в ней идею о создании чего-то нового.
 
Самодельный трубогиб для квадратных труб
Самодельный трубогиб
Сделав несколько мотоциклетных и скутерных багажников из обычных водопроводных труб разного диаметра, я немного огорчился. Багажники получались тяжелые. Для гибки тонкостенных труб нужен дорновый трубогиб, стоимость которого для меня была слишком высока. Я стал искать альтернативу...
 

Еще публикации »

 
© magazinmopedov.ru 2023
info@magazinmopedov.ru
www.magazinmopedov.ru Мобильная платформа для втуберов