Документы на мопед (ДКП)
Всё покупается и всё продаётся. Так это или нет, но с движимым и недвижимым имуществом работает на все сто. А чтобы никто не замахнулся на священное право частной собственности, на каждую вещь так или иначе есть свой документ, прямая задача которого – удостоверить сомневающихся в том, что предмет этот принадлежит такому-такому-то гражданину. Тогда этот гражданин - собственник, со всеми вытекающими последствиями, например - налог на транспорт, земельный налог. Но это уже следствия владения неким объектом, будь-то квартира или автомобиль. Первоочередная же функция – удостоверить всех в этом мире, что квартира – ваша, дача – ваша, мотоцикл – ваш, и точка. Естественно, что не каждый предмет в вашей собственности имеет такое «удостоверение», да не всегда это и нужно. Вряд ли кто-то посмеет усомниться в ваших джинсах или телевизоре. Ну а если что, то в помощь свидетели и иные доказательства, вроде чеков и прочего. Так есть, таковы реалии нашего мира.
Но не всегда это устоявшееся положение работает как надо. Исключая разный криминал, связанный с мошенничеством и воровством – это уже удел правоохранителей. Мы говорим о неком несоответствии как раз в сфере личного транспорта. Машина, мотоцикл – целый пакет документов прямо или косвенно подтверждают собственность владельца. Свидетельство о регистрации, паспорт транспортного средства, договор купли- продажи. Кстати, любую вещь в вашей собственности вы имеете полное право продать, подарить или отдать, равно как и выбросить. И в отношении механических транспортных средств это положение тоже распространяется. Договор купли-продажи (ДКП) при обороте такого движимого имущества, как, например, автомобиль – документ, на основе которого производится регистрация в соответствующих органах. В ДКП устанавливается факт смены владельца, на основе обоюдного согласия. Это необходимо для дальнейших регистрационных действий. Что же касается мопедов, мокиков, мотовелосипедов, да и просто велосипедов – то никакой процедуры регистрации и постановки на учёт такого вида транспорта у нас в РФ не предусмотрено. Соответственно, и ДКП составлять не нужно, ведь не станешь же заключать подобный договор при покупке скейтборда или роликов. Но это только на первый взгляд. Мопед (как хотите назовите, я имею ввиду двух-, трехколесное средство передвижения с объёмом двигателя менее 50 кубических сантиметров, часто за эти рамки выходят, но об этом ниже) только в правовом смысле схож со штанами. По сути – никто не угонит ваши штаны, пока вы покупаете в магазине газировку. Вряд ли продавец мобильного телефона спустя неделю заявит, что вы украли гаджет с витрины. Хотя, в жизни всякое бывает, но для того и придуманы товарные чеки. Здраво поразмыслив, получается, что такие события из рода казуистики.
Что же до скутера – на нём вы передвигаетесь по дорогам общего пользования. Да, набор документов, присущий, скажем, мотоциклу, ни один представитель ГАИ или ДПС с вас требовать не имеет права. Если, конечно, ваш скутер удовлетворяет требованиям рабочего объёма <50cc (это требование основополагающее). Вот этот факт уже может стать предметом проверки. ДКП здесь не очень поможет, зато поможет заводская инструкция с чётким указанием объёма конкретного агрегата. А вот второй называемой причиной проверки может оказаться подозрение в краже, либо угоне. И если вы не превышали положенную скорость, вам больше 16ти, вы в шлеме и даже не везёте пассажира на своём 49ти кубовом скутере, такой вопрос вам может быть задан вполне. Ясное дело, что понятие «угон» касается всё же автомобилей и мотоциклов. Мопед можно лишь украсть, а кражами вещей ГАИ не занимается. Но в силу специфики, ориентировки могут быть разосланы на посты инспекторов. И тогда, формально, для проверки, скутер попытаются изъять. Как показывает некоторый опыт, незаконно, случается что «с концами». То есть, без составления протокола и куда-нибудь на штрафстоянку (ноутбук на штрафстоянку?). Рассматривать подробно такие преступления не станем. Главный вывод напрашивается сам – наличие ДКП у владельца скутера, составленного по имеющейся форме для автомобилей, либо от руки, с указанием номеров рамы и двигателя (хотя бы чего-нибудь), паспортных данных продавца и покупателя – вносит ясность. ДКП станет хорошим дополнением к шлему, удостоверению личности и заводской инструкции с указанием объёма двигателя. Хотя, по существующему законодательству, от скутериста требуется всего лишь быть старше шестнадцати и соблюдать ПДД. Но, как известно, и столбы в зоне риска. ДКП так или иначе поможет отстоять свои права, случись что. Да и если преступление было совершено, поможет вернуть украденный скутер и наказать виновных. Тем более, что составить такой договор проще простого, заверения у нотариуса он не требует (что кстати не мешает попробовать). Можно сказать и иначе - скутер, это один из тех предметов, собственность которого чаще ставят под сомнение. ДКП развеет все сомнения. Да и, разные люди бывают, покупая с рук можно напороться на мошенничество. Другими словами – ДКП при купле-продаже велосипеда или скутера – это как долговая расписка берущего в долг до зарплаты (Если хотите, как предоплата при покупке в интернете). Единственное вещественное доказательство, что скутер действительно ваш – пусть и рукописный, но всё-таки договор, заключённый физическими лицами.
Скачать договор купли-продажи »
Дмитрий Соболь