Велорикша
Обратите внимание на фотографии улиц индийских городов, на кадры репортажей из Дели и Бангалура. Что бросается вам в глаза в первую очередь, что обращает на себя внимание? Жалкие лачуги, чередующиеся с шикарными дворцами и храмовыми комплексами, насыщенная зелень местной растительности и дорожная пыль под ярким тропическим солнцем, огромные торговые площади, рынки, базары, толпы людей, спешащих по своим делам. И в этой толпе, поражая чудесами маневренности, снуют неизменные обитатели Южно-азиатских дорог – моторикши, тук-тук или баджадж, как их прозвали местные жители.
Моторикши – характерный признак улицы любого населённого пунтка, лежащего к востоку от Марокко и вплоть до Манилы. Рикши – традиционный для этой части света транспорт. В старые времена рикши представляли собой лавку, оснащённую парой колёс и рукоятками для «водителя». Со временем на дорогах стали появляться велорикши – трёхколёсные велосипеды с местами для двух-трёх пассажиров, популярные, кстати, до сих пор. Однако, прогресс не стоит на месте. Неизвестно кто первый придумал оснастить велорикшу двигателем внутреннего сгорания, однако с тех пор тук-туки прочно завоевали себе место на дорогах Индии, Пакистана, Филиппин и многих других стран. Конструктивно, классические моторикши далеко ушли от своего предшественника, сохранив, пожалуй, только колёсную формулу.
Открытый с боков корпус собирается из стальных штампованных элементов, как правило, жёсткая крыша отсутствует и её роль выполняет тент, наличие лобового стекла повышает комфортность рабочего места водителя в непогоду, ряд пассажирских кресел располагается сразу за водительским местом. Местные иногда умудряются перевозить сразу трёх, шестерых пассажиров, хотя конструкция предполагает два места. Трёхколёсная база позволяет максимально упростить устройство рулевого управления и тем самым удешевить изделие. Двухтактного двигателя мощностью около 6 лошадиных сил достаточно для передвижения по запруженным восточным улицам. Такая конструкция моторикши уходит корнями в 60е года прошлого века и является развитием грузовой версии знаменитого итальянского мотороллера «Vespa», выпускаемой в Индии. Кроме того, существует масса похожих и совсем иных разновидностей моторикш. В Камбодже, например, весьма распространены мототакси, представляющие собой ни что иное, как буксируемую лёгким мотоциклом или мопедом пассажирскую двуколку. Такие рикши заметно уступают баджаджу в маневренности, да и в некотором роде, в безопасности.
Привычнее нашему взору рикши, выполненные в виде бокового прицепа-коляски к мотоциклу. Часты всевозможные грузовые варианты, с платформой вместо пассажирских сидений. Иногда встречаются целые мотопоезда, составленные из баджаджа и, например, буксируемой тележки. Тема моторикш получила развитие на Кубе, где на популярнейших туристических маршрутах курсируют «коко-такси», напоминающие одновременно баджадж и скорлупу кокосового ореха. Среди разнообразия видов и форм не стоит забывать и наш отечесвтенный мотороллер «Муравей». Однако, главной страной моторикш по праву можно считать Индию. Именно там этот вид транспорта получил самое широкое признание и сейчас индийские мототакси занимают важную нишу в системе местного транспорта, являясь не просто аттракционом для туристов. Рикша стала неотъемлемой частью индийской культуры, стоит только взглянуть на массы мототакси расписанных в народном стиле. И в наши дни, отчасти в связи с дорогим топливом (а микролитражные моторы потребляют соответствующие объёмы бензина), отчасти в связи с модой на восточную экзотику, моторикши постепенно проникают в Европу, США и Россию. Кто знает, возможно, уже в следующем сезоне по набережной в Сочи вас будет везти украшенный резным орнаментом баджадж.
24.04.2011 в 17.51